Практика "Группа экстренного реагирования педагогов-психологов при выявлении противоправных действий в отношении несовершеннолетних"
В настоящее время у многих родителей возникают проблемы в воспитании детей, они недостаточно компетентны в вопросах их воспитания. Отсутствуют навыки взаимодействия с  детьми. Наличие стереотипов воспитания от предков («Ребенок должен бояться своих родителей» и т.п.). Вследствие этого применяют неконструктивные методы наказания детей, тем самым нарушая права детей. Несовершеннолетние также могут быть подвержены насилию, жестокому обращению в социуме. Поэтому защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них, является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит межведомственный характер.

Цель: Организация своевременного выявления признаков жестокого обращения с несовершеннолетними, повышение эффективности помощи, оказываемой несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения или подвергшихся насилию.

Задачи: 1. Оказание необходимых форм помощи несовершеннолетним в случаях выявления противоправных действий в их отношении. (психологическая помощь оказывается в форме психологической диагностики, индивидуальных консультаций, семейного консультирования или групповых форм работы.)
2. Обеспечение доступной информации для несовершеннолетних, членов их семей, окружения и специалистов о группе экстренного реагирования педагогов-психологов учреждения и оказания психологической помощи.
В рамках выявления противоправных действий в отношении несовершеннолетних в учреждение  поступает информация в отделение первичного приема СМФЦ, диспетчер полученную информацию регистрирует в журнале регистрации сообщений  и передает в отделение Экстренной психологической помощи и экстренного реагирования, которое принимает сообщение,  регистрирует полученную информацию в журнале регистрации сообщений  и  обращений граждан. В течение часа создается приказ, в котором прописывается состав группы педагогов-психологов. Состав группы (от 2-х до 5 человек, в зависимости от сложности ситуации) назначается и утверждается   директором  учреждения.  В состав группы педагогов-психологов могут входить: педагоги-психологи отдела сопровождения замещающих семей, педагоги-психологи приемного отделения, отдела помощи семье и детям, отделения экстренной психологической помощи и экстренного реагирования, педагог-психолог отдела сопровождения семей с детьми с ОВЗ, социальный педагог. Группа экстренного реагирования педагогов-психологов учреждения совместно с сотрудниками ОДН ОП МО МВД России «Усольский»,  сотрудниками Следственного комитета осуществляют выезд для проведения первичной психологической поддержки, психодиагностики, а также для  оказания консультаций и составления  рекомендаций   родителям. По результатам психодиагностики готовится психологическое заключение, которое передается в Следственный комитет и родителям/законным представителям. Также процедура расследования предполагает присутствие – сопровождение педагога-психолога/социального педагога во время расследования, для того, чтобы для ребенка наименее травматично проходил опрос представителями полиции. При  организации выезда группы Экстренного реагирования педагогов-психологов на место нахождения несовершеннолетнего, в отношении которого совершены противоправные действия, сотрудники полиции или сотрудники Следственного комитета организуют работу с родителями/законными представителями  несовершеннолетнего по получению их согласия на работу педагогов-психологов/социального педагога с ребенком.
Действия педагогов-психологов при выявлении противоправных действий:
1) Интервью с ребенком
2) Психодиагностика
3) Оказания неотложной психологической помощи ребенку.
4)  Сопровождение на следственных мероприятиях (по необходимости).
5) Составление психологического заключения по результатам  диагностики и интервью.
6) Подготовка  рекомендаций по дальнейшей психокоррекционной работе с ребенком и передача этих рекомендаций  родителям /законным представителям, а также при их согласии и по необходимости передача случая в Отделение оказания социальных услуг и социального сопровождения СМФЦ.

В 2022 г. в рамках группы экстренного реагирования было оказано психолого-педагогических услуг 19 несовершеннолетним. Из них 2 прошли по преступлениям против половой неприкосновенности и свободы личности. 11 несовершеннолетних - профилактика суицидального поведения выпускников. Оказана психологическая помощь 5 детям в ходе следственных мероприятий. 1 несовершеннолетнему - стабилизация эмоционального состояния суицидента.
В настоящее время наблюдается снижение противоправных действий в отношении несовершеннолетних, так как работает служба экстренного реагирования комплексно оказывает психолого-педагогические, юридические, социальные услуги, поддержку, реабилитацию семьи и несовершеннолетних при тесном межведомственном взаимодействии.

Этапы внедрения эффективной практики:
1. Подготовительный этап:
Руководитель экспертной группы осуществляет первичное планирование деятельности:
определяет (совместно со Следственным комитетом, инспекторами ОДН) объем необходимой помощи;
определяет (совместно со Следственным комитетом, инспекторами ОДН) ориентировочную продолжительность работы группы экстренного реагирования.
2. Основной этап:
- Психодиагностика несовершеннолетнего (их).
- Оказание неотложной психологической помощи, сопровождение на следственных мероприятиях
3. Завершающий этап:
Составление психолого-педагогического заключения по результатам психологического обследования.
Подготовка психолого-педагогических рекомендаций родителям/законным представителям, педагогам образовательных организаций.
Педагоги-психологи  группы  экстренного реагирования организуют и проводят по результатам диагностического обследования     психокоррекционную индивидуальную/групповую работу с несовершеннолетними, которым  требуется дополнительное наблюдение, с целью оказания своевременной помощи (по необходимости).
Экстренное оказание помощи несовершеннолетним пострадавшим от насилия и жестокого обращения в семье позволяет снизить или максимально устранить последствия перенесенного насилия и купировать насильственные действия в отношении детей.

Ресурсы необходимые для реализации практики :
Кадры
Педагоги-психологи, социальный педагог
Методики
Психодиагностики при  жестоком обращении и насилии в семье:
а) При физическом насилии:
Наблюдение;
 В работе с детьми применяются рисуночные методы
психодиагностики: семейные («Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи», «Семья животных» «Семейной социограммы») и личностные («Рисунок «Автопортрет», «Дом – дерево – человек», «Несуществующее животное», «Кактус»). Особо можно выделить методику «Домик страхов», которую можно назвать рисуночной условно, поскольку рисунок создается педагогом- психологом, а испытуемому необходимо заполнить нарисованные домики карточками страхов.
 «Тест выявления детской депрессии»,
 «Опросник враждебности»
«Опросник Спилберга»
«Опросник Варги-Столина»
«Анализ семейных взаимоотношений»
«Незаконченные предложения»
«Межличностные отношения ребёнка»
«Копинг-тест» Лазаруса
«Родительская анкета для оценки переживаний детей»
«Признаки психического напряжения и невротических тенденций»
Методика Дембо-Рубинштейн
«Тест семейных отношений Антони-Бене»
«Цветик-восьмицветик»
«Паровозик»
б) При сексуальном насилии:
Перечень рекомендуемых методов, опросников, методик и игр:
 «Рисунок семьи»
«Дом-дерево - человек»
«Письмо другу»
«Интервью для диагностики насилия Волковой Е.Н.»
   Карта наблюдений для выявлений внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия.
Игра с куклами
в) пренебрежение нуждами ребенка
Перечень рекомендуемых методов, опросников, методик и игр:
Анкета «Характеристики насилия в семье глазами подростков».
Опросник родительского отношения к детям -"Зеркало" для АСВ.
Опросник "Взаимодействие родителя с ребёнком" ВРР
"Мера заботы"
Методика идентификации детей с родителями опросник А.И. Заровой
Методика "PARI"
г) эмоциональное психологическое насилие
Наблюдение
Перечень рекомендуемых опросников, методик и игр:
Рисунки - «Мой страх», «Мое обычное настроение», «Радость и горе»;
Серия картин: «Злой человек», «Счастливый человек», «Несчастный человек»;
Опросник «Эмоциональных отношений в семье» Е.И. Захаровой
Опросник успехов и трудностей Р. Гудмана
Опросник чувств и настроений
«Социометрия»
Шкала личностной тревожности Прихожан А.М.
«Ваша воспитательная система»
«Какой вы воспитатель»
«Методика Е.Шеффера, Р. Белла»
•  анализ документации;
•  метод консультирования;
•  метод коррекции: занятия по коррекции ПТСР, коррекция межличностных отношений, внутрисемейных отношений, создание ситуаций, которые помогают снизить чувство тревожности,  социально-психолого-педагогическое сопровождение и др.
Оборудование
Информационные стенды, компьютер, психокоррекционная программа АПК,  ЛОГО комфорт Амалтея, диагностируемый материал.

Субъектами взаимодействия профилактике являются: ОДН
ОП МО МВД «Усольский», КДН и ЗП, Следственный комитет.
 
Дополнительные материалы.
Категория: Наши проекты и практики | Добавил: viki-s (23.08.2022)
Просмотров: 183 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar