Практика "Группа экстренного реагирования педагогов-психологов при выявлении противоправных действий в отношении несовершеннолетних"
В настоящее время у многих родителей возникают проблемы в воспитании детей, они недостаточно компетентны в вопросах их воспитания. Отсутствуют навыки взаимодействия с детьми. Наличие стереотипов воспитания от предков («Ребенок должен бояться своих родителей» и т.п.). Вследствие этого применяют неконструктивные методы наказания детей, тем самым нарушая права детей. Несовершеннолетние также могут быть подвержены насилию, жестокому обращению в социуме. Поэтому защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них, является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит межведомственный характер.
Дополнительные материалы. Цель: Организация своевременного выявления признаков жестокого обращения с несовершеннолетними, повышение эффективности помощи, оказываемой несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения или подвергшихся насилию. Задачи: 1. Оказание необходимых форм помощи несовершеннолетним в случаях выявления противоправных действий в их отношении. (психологическая помощь оказывается в форме психологической диагностики, индивидуальных консультаций, семейного консультирования или групповых форм работы.) 2. Обеспечение доступной информации для несовершеннолетних, членов их семей, окружения и специалистов о группе экстренного реагирования педагогов-психологов учреждения и оказания психологической помощи. В рамках выявления противоправных действий в отношении несовершеннолетних в учреждение поступает информация в отделение первичного приема СМФЦ, диспетчер полученную информацию регистрирует в журнале регистрации сообщений и передает в отделение Экстренной психологической помощи и экстренного реагирования, которое принимает сообщение, регистрирует полученную информацию в журнале регистрации сообщений и обращений граждан. В течение часа создается приказ, в котором прописывается состав группы педагогов-психологов. Состав группы (от 2-х до 5 человек, в зависимости от сложности ситуации) назначается и утверждается директором учреждения. В состав группы педагогов-психологов могут входить: педагоги-психологи отдела сопровождения замещающих семей, педагоги-психологи приемного отделения, отдела помощи семье и детям, отделения экстренной психологической помощи и экстренного реагирования, педагог-психолог отдела сопровождения семей с детьми с ОВЗ, социальный педагог. Группа экстренного реагирования педагогов-психологов учреждения совместно с сотрудниками ОДН ОП МО МВД России «Усольский», сотрудниками Следственного комитета осуществляют выезд для проведения первичной психологической поддержки, психодиагностики, а также для оказания консультаций и составления рекомендаций родителям. По результатам психодиагностики готовится психологическое заключение, которое передается в Следственный комитет и родителям/законным представителям. Также процедура расследования предполагает присутствие – сопровождение педагога-психолога/социального педагога во время расследования, для того, чтобы для ребенка наименее травматично проходил опрос представителями полиции. При организации выезда группы Экстренного реагирования педагогов-психологов на место нахождения несовершеннолетнего, в отношении которого совершены противоправные действия, сотрудники полиции или сотрудники Следственного комитета организуют работу с родителями/законными представителями несовершеннолетнего по получению их согласия на работу педагогов-психологов/социального педагога с ребенком. Действия педагогов-психологов при выявлении противоправных действий: 1) Интервью с ребенком 2) Психодиагностика 3) Оказания неотложной психологической помощи ребенку. 4) Сопровождение на следственных мероприятиях (по необходимости). 5) Составление психологического заключения по результатам диагностики и интервью. 6) Подготовка рекомендаций по дальнейшей психокоррекционной работе с ребенком и передача этих рекомендаций родителям /законным представителям, а также при их согласии и по необходимости передача случая в Отделение оказания социальных услуг и социального сопровождения СМФЦ. В 2022 г. в рамках группы экстренного реагирования было оказано психолого-педагогических услуг 19 несовершеннолетним. Из них 2 прошли по преступлениям против половой неприкосновенности и свободы личности. 11 несовершеннолетних - профилактика суицидального поведения выпускников. Оказана психологическая помощь 5 детям в ходе следственных мероприятий. 1 несовершеннолетнему - стабилизация эмоционального состояния суицидента. В настоящее время наблюдается снижение противоправных действий в отношении несовершеннолетних, так как работает служба экстренного реагирования комплексно оказывает психолого-педагогические, юридические, социальные услуги, поддержку, реабилитацию семьи и несовершеннолетних при тесном межведомственном взаимодействии. Этапы внедрения эффективной практики: 1. Подготовительный этап: Руководитель экспертной группы осуществляет первичное планирование деятельности: определяет (совместно со Следственным комитетом, инспекторами ОДН) объем необходимой помощи; определяет (совместно со Следственным комитетом, инспекторами ОДН) ориентировочную продолжительность работы группы экстренного реагирования. 2. Основной этап: - Психодиагностика несовершеннолетнего (их). - Оказание неотложной психологической помощи, сопровождение на следственных мероприятиях 3. Завершающий этап: Составление психолого-педагогического заключения по результатам психологического обследования. Подготовка психолого-педагогических рекомендаций родителям/законным представителям, педагогам образовательных организаций. Педагоги-психологи группы экстренного реагирования организуют и проводят по результатам диагностического обследования психокоррекционную индивидуальную/групповую работу с несовершеннолетними, которым требуется дополнительное наблюдение, с целью оказания своевременной помощи (по необходимости). Экстренное оказание помощи несовершеннолетним пострадавшим от насилия и жестокого обращения в семье позволяет снизить или максимально устранить последствия перенесенного насилия и купировать насильственные действия в отношении детей. Ресурсы необходимые для реализации практики : Кадры Педагоги-психологи, социальный педагог Методики Психодиагностики при жестоком обращении и насилии в семье: а) При физическом насилии: Наблюдение; В работе с детьми применяются рисуночные методы психодиагностики: семейные («Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи», «Семья животных» «Семейной социограммы») и личностные («Рисунок «Автопортрет», «Дом – дерево – человек», «Несуществующее животное», «Кактус»). Особо можно выделить методику «Домик страхов», которую можно назвать рисуночной условно, поскольку рисунок создается педагогом- психологом, а испытуемому необходимо заполнить нарисованные домики карточками страхов. «Тест выявления детской депрессии», «Опросник враждебности» «Опросник Спилберга» «Опросник Варги-Столина» «Анализ семейных взаимоотношений» «Незаконченные предложения» «Межличностные отношения ребёнка» «Копинг-тест» Лазаруса «Родительская анкета для оценки переживаний детей» «Признаки психического напряжения и невротических тенденций» Методика Дембо-Рубинштейн «Тест семейных отношений Антони-Бене» «Цветик-восьмицветик» «Паровозик» б) При сексуальном насилии: Перечень рекомендуемых методов, опросников, методик и игр: «Рисунок семьи» «Дом-дерево - человек» «Письмо другу» «Интервью для диагностики насилия Волковой Е.Н.» Карта наблюдений для выявлений внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия. Игра с куклами в) пренебрежение нуждами ребенка Перечень рекомендуемых методов, опросников, методик и игр: Анкета «Характеристики насилия в семье глазами подростков». Опросник родительского отношения к детям -"Зеркало" для АСВ. Опросник "Взаимодействие родителя с ребёнком" ВРР "Мера заботы" Методика идентификации детей с родителями опросник А.И. Заровой Методика "PARI" г) эмоциональное психологическое насилие Наблюдение Перечень рекомендуемых опросников, методик и игр: Рисунки - «Мой страх», «Мое обычное настроение», «Радость и горе»; Серия картин: «Злой человек», «Счастливый человек», «Несчастный человек»; Опросник «Эмоциональных отношений в семье» Е.И. Захаровой Опросник успехов и трудностей Р. Гудмана Опросник чувств и настроений «Социометрия» Шкала личностной тревожности Прихожан А.М. «Ваша воспитательная система» «Какой вы воспитатель» «Методика Е.Шеффера, Р. Белла» • анализ документации; • метод консультирования; • метод коррекции: занятия по коррекции ПТСР, коррекция межличностных отношений, внутрисемейных отношений, создание ситуаций, которые помогают снизить чувство тревожности, социально-психолого-педагогическое сопровождение и др. Оборудование Информационные стенды, компьютер, психокоррекционная программа АПК, ЛОГО комфорт Амалтея, диагностируемый материал. Субъектами взаимодействия профилактике являются: ОДН ОП МО МВД «Усольский», КДН и ЗП, Следственный комитет. | |
| |
Просмотров: 252 | |
Всего комментариев: 0 | |